авторефераты диссертаций БЕСПЛАТНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ

КОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

<< ГЛАВНАЯ
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
АСТРОНОМИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИОЛОГИЯ
ЗЕМЛЯ
ИНФОРМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕТАЛЛУРГИЯ
МЕХАНИКА
ПЕДАГОГИКА
ПОЛИТИКА
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
РАДИОТЕХНИКА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СОЦИОЛОГИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСПОРТ
ФАРМАЦЕВТИКА
ФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
РАЗНОЕ
КОНТАКТЫ


Pages:   || 2 | 3 | 4 | 5 |
-- [ Страница 1 ] --

Содержание

1. События………………………………………………………………….

2. Выступление Уполномоченного по правам человека в РК

Шакирова А.О. на международной конференции «Независимость суда и

судьи

при отправлении правосудия: проблемы правоприменительной практики и

перспективы законодательного регулирования» на тему: «Реализация

международных обязательств Казахстан по вопросам отправления

правосудия……………………………………………………………………………

3. Международное сотрудничество……………………………………..

- информация об участии руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В.А. в работе IV Иссык-кульского форума национальных правозащитных институтов в г. Бишкек (Кыргызская республика)…………………………………………………………………………… - информация об участии главного эксперта Национального центра по правам человека Уразбаевой А.К. в работе семинара на тему: «Мониторинг пыток и жестокого обращения в контексте юстиции в отношении несовершеннолетних» в г. Киев (Украина)………………………………………….

4. Реализация рекомендаций международных организаций………..

- О плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации рекомендаций государств-членов Организации Объединенных Наций в рамках Универсального периодического обзора по правам человека на 2011 - 2014 годы……………………………………………………………………… - О плане мероприятий Правительства Республики Казахстан на 2011-2015 годы по реализации рекомендаций Специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте прав на достаточный жизненный уровень…………………………….

5. Рекомендации международных организаций……………………… - Доклад Специального докладчика Ракель Рольник по вопросу о достаточном жилье, а также о праве на недискриминацию………………………..

- Заключительные замечания Комитета по правам человека по итогам представленного Республикой Казахстан доклада о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах…………………..

6. Проектная деятельность……………………………………………… - Руководство для сотрудников Национального центра по правам человека при работе с обращениями физических и юридических лиц…………… - Материалы круглого стола на тему: «Деятельность Уполномоченного по правам человека в регионах и задачи по ее дальнейшему совершенствованию» (г. Костанай)………………………………………………….

- Выступление руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В.А. на тему: «Работа с регионами – важная составляющая деятельности Уполномоченного по правам человека в РК»……...



- Выступление заместителя акима Костанайской области Бектурганова С.Ч……………………………………………………………………...

- Материалы круглого стола, посвященного завершению проекта между Уполномоченным по правам человека в РК, Центром ОБСЕ в г. Астане и Датским институтом по правам человека «Поддержка Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в Республике Казахстан…………………………..

- Выступление руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В.А…………………………………………………………….

- Речь Исполняющей обязанности Главы Центра ОБСЕ в Астане, г-жи Жаннетт Клётцер………………………………………………………………..

- Доклад директора филиала ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак» в г. Астана Булатовой А.Р……………………………… 7. Консультирует юрист………………………………………………….

СОБЫТИЯ 12-13 октября 2011 года в г. Душанбе (Таджикистан) Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Аскар Шакиров принял участие в региональном семинаре на тему: «Национальные институты по правам человека в соответствии с Парижскими принципами и их роль в предупреждении пыток в Центральной Азии».

В ходе семинара, который был организован Управлением Верховного Комиссара по правам человека ООН и БДИПЧ ОБСЕ, состоялся обмен мнениями по вопросам соответствия национальных правозащитных институтов общепринятым международным стандартам и поощрения регионального сотрудничества в различных сферах обеспечения прав человека.

В своем выступлении омбудсмен ознакомил участников семинара с проводимой в Казахстане правозащитной работой, в том числе по борьбе с пытками, взаимодействию государственных органов и неправительственных организаций, а также развитию законодательной базы данной сферы.

В рамках семинара Аскар Шакиров провел ряд встреч с представителями структур ООН и ОБСЕ, в частности с Директором Департамента Европы, Америки и Центральной Азии УВКПЧ ООН Дж. Магаззени, с которым были обсуждены вопросы сотрудничества учреждения Уполномоченного с международными правозащитными организациями.

19 октября 2011 года в г. Шымкенте состоялся региональный круглый стол на тему: «Деятельность Уполномоченного по правам человека в регионах и задачи по ее дальнейшему совершенствованию» в рамках трехстороннего проекта между Уполномоченным по правам человека в РК, Центром ОБСЕ в г.

Астане и Датским институтом по правам человека.

Целью данного мероприятия явилось выявление проблем, с которыми сталкивается учреждение Уполномоченного по правам человека при работе с обращениями граждан из регионов и обеспечение прав лиц, находящихся в закрытых учреждениях.

В работе круглого стола приняли участие представители Генеральной прокуратуры, министерств внутренних дел, труда и социальной защиты населения, а также местных государственных органов Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей, неправительственные организации, средства массовой информации.

Накануне круглого стола 18-19 октября т.г. Рабочей группой по рассмотрению фактов применения пыток и других жестоких видов обращения и наказания при Уполномоченном по правам человека в РК были посещены учреждения: следственный изолятор, изолятор временного содержания, ИЧ 167/3 (общий режим), ИЧ – 167/4 (женская колония, общий режим), медико социальное учреждение для престарелых и инвалидов, психоневрологические медико-социальные учреждения для детей и взрослых, центр социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства Южно Казахстанской области.





По итогам посещений вышеназванной Рабочей группой представителям заинтересованных государственных органов были даны первичные рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков.

В ходе заинтересованных дискуссий участники круглого стола обсудили вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в РК в регионах, дальнейшего сотрудничества Омбудсмена, государственных органов и НПО в вопросах правового просвещения и образования, проведения совместных мероприятий, семинаров, тренингов и круглых столов.

25-27 октября 2011 года Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров принял участие в работе 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках повестки дня ее Третьего комитета - «Поощрение и защита прав человека».

В ходе пленарного заседания казахстанский Омбудсмен выступил с общим заявлением о ситуации и проводимой работе по обеспечению прав человека в стране.

В своем выступлении, А. Шакиров отметил результаты в сфере человеческого измерения и обеспечения защиты прав человека, достигнутые Казахстаном за 20 лет независимости, а также озвучил перспективы развития государственных правозащитных механизмов, в том числе и института Омбудсмена, в целях дальнейшего продвижения прав человека и осуществления на практике демократических преобразований.

2-3 ноября 2011 года в г. Костанае по поручению Уполномоченного по правам человека в РК Шакирова А.О. сотрудниками Национального центра по правам человека совместно с представителями государственных органов и НПО Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областей осуществлен мониторинг учреждений: УК - 161/1 (следственный изолятор);

УК - 161/ (строгий режим);

УК - 161/11 (колония - поселение);

Изолятора временного содержания ГУВД г. Костаная, Костанайского психоневрологического дома интерната;

Костанайского детского психоневрологического дома - интерната;

Центра адаптации несовершеннолетних;

Костанайского городского центра социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства;

Реабилитационного центра для женщин и детей г. Костаная.

Итоги посещения были обсуждены в ходе состоявшегося круглого стола на тему: «Деятельность Уполномоченного по правам человека в регионах и задачи по ее дальнейшему совершенствованию», который был проведен в рамках трехстороннего проекта между Уполномоченным по правам человека в РК, Центром ОБСЕ в г. Астане и Датским институтом по правам человека.

В ходе заинтересованных дискуссий участники круглого стола обсудили вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в РК в регионах, дальнейшего сотрудничества Омбудсмена, государственных органов и НПО в вопросах правового просвещения и образования, проведения совместных мероприятий, семинаров, тренингов и круглых столов.

11 ноября 2011 года в Астане под председательством Уполномоченного по правам человека в РК Шакирова А.О. состоялся круглый стол, посвященный завершению проекта между Уполномоченным по правам человека в РК, Центром ОБСЕ в г. Астане и Датским институтом по правам человека «Поддержка Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в Республике Казахстан».

В работе круглого стола приняли участие депутаты Парламента РК, представители государственных органов, международных и неправительственных организаций, дипломатического корпуса, научных кругов, средств массовой информации.

Как отметили участники круглого стола данный проект имел важное значение для консолидации усилий по развитию потенциала учреждения Уполномоченного. Мероприятия, проведенные в рамках проекта, создали хорошие предпосылки для дальнейшего институционального и функционального развития института Омбудсмена в Казахстане.

Проект охватил несколько компонентов: профессионализацию деятельности сотрудников Национального центра по взаимодействию с государственными органами и неправительственными организациями, разработку руководства по оптимизации процедуры рассмотрения обращений Центром, участие Уполномоченного в совершенствовании законодательства и реализации международных стандартов в области прав человека, деятельность Уполномоченного в регионах.

Была высказана взаимная заинтересованность в продолжении сотрудничества в рамках возможных предстоящих проектов.

15 ноября 2011 года в г. Астане состоялась встреча Уполномоченного по правам человека в РК Аскара Шакирова с Послом по особым поручениям МИД Финляндской Республики Лаурой Рейнилой, прибывшей в Казахстан с рабочим визитом.

В ходе встречи, в которой принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии Микко Киннунен, были обсуждены вопросы, связанные с реализацией совместного проекта, нацеленного на содействие совершенствованию доступа к правосудию уязвимых слоев населения, в том числе сельских женщин, детей и лиц с ограниченными возможностями, а также имплементацию соответствующих международно-правовых норм и стандартов в национальное законодательство.

В свою очередь А. Шакиров проинформировал гостей о деятельности института Уполномоченного по правам человека в Казахстане, особенностях его функционирования, оценке результатов уже осуществленных совместных проектов в сфере обеспечения прав человека.

По итогам переговоров стороны выразили готовность к дальнейшему взаимодействию в целях углубления сотрудничества и обмена опытом по актуальным вопросам.

Выступление Уполномоченного по правам человека Шакирова А.О. на международной конференции «Независимость суда и судьи при отправлении правосудия: проблемы правоприменительной практики и перспективы законодательного регулирования»

Тема: «Реализация международных обязательств Казахстан по вопросам отправления правосудия»

11 ноября 2011 года г.

Астана рметті конференцияа атысушылар!

Ханымдар мен мырзалар!

Е алдымен, конференцияны йымдастырушыларына шаырып, сз сйлеуге ммкіндік бергендері шін алысымды білдіруге рсат етііздер.

Бгінгі конференция бізді туелсіздігімізді 20-жылдыын тойлату арсаында сот билік тармаыны даму эволюциясын наты орытындылау шін з реті келіп тр деп ойлаймын.

Бл шін мыты негіз орнатыланын атап ту ажет: яни саяси, экономикалы, леуметтік тратылы.

азастанны ыты демократиялы мемлекетті рудаы тжірибесі халыаралы оамдастыта сзсіз мойындалды. Бан 2010 жылы азастанны Еуропадаы ауіпсіздік жне Ынтыматасты йыма траалы етуі айын айа болып табылды.

На сегодняшний день Казахстан в качестве полноправного субъекта международного права является участником более 60 многосторонних универсальных международных договоров в сфере прав человека, в том числе основных правозащитных конвенций ООН с вытекающими из этого соответствующими обязательствами.

Из международных институциональных механизмов защиты прав человека наше государство признало компетенцию принимать индивидуальные жалобы следующих Комитетов ООН: по правам человека, против пыток, по ликвидации расовой дискриминации, а также по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В данном контексте роль и ответственность суда, являющегося последней инстанцией, где могут быть восстановлены нарушенные права граждан, существенно возрастают.

Выполнение международных обязательств и рекомендаций, а также приведение национального законодательства в соответствие с ратифицированными договорами являются одними из важных направлений деятельности государства.

В частности, в рамках выполнения рекомендаций Комитета ООН против пыток весьма важным представляется принятие Верховным Судом Нормативного постановления от 28 декабря 2009 года. В данном акте закреплено исключительно важное положение о том, что «если подсудимый в судебном заседании заявляет, что показания им были даны под физическим или психическим насилием со стороны органа уголовного преследования, он не был ознакомлен с правом пригласить защитника, не давать показания против самого себя, и его допрос проводился без участия защитника, то оспариваемые показания должны признаваться недопустимыми в качестве доказательств».

Наличие такого разъяснения снимает многие вопросы, возникающие в судебной практике при оценке доказательств, дисциплинирует органы уголовного преследования на соблюдение всех предписаний УПК.

Для обеспечения эффективного применения ратифицированных международных норм в судебной практике, Верховный суд Республики Казахстан 10 июля 2008 года принял нормативное постановление «О применении норм международных договоров Республики Казахстан», установив таким образом определенность в толковании приоритетности их применения.

За последние годы значительно усилена система судебной защиты прав граждан. На сегодня завершен процесс разграничения подсудности, успешно действует институт присяжных заседателей, во всех регионах созданы специализированные административные и уголовные суды, функционируют военные и экономические суды, в двух регионах введены ювенальные суды.

Создан Институт правосудия при Академии государственной службы при Президенте РК, во всех судах внедряется аудио и видео документирование.

Прямое участие общественности, в том числе неправительственных организаций, в ходе отбора кандидатов на судейские должности способствует объективному, всестороннему изучению качеств, характеризующих личность кандидата на должность судьи. Как известно, введено в практику на постоянной основе опубликование в официальных печатных изданиях и на Интернет-ресурсах судов всех уровней сведений о кандидатурах, представляемых на занятие должностей в системе судебных органов.

Все это позволило заметно приблизить судебную систему республики к мировым стандартам правосудия. Подтверждением тому являются полноправное членство Союза судей Казахстана в Международной Ассоциации Судей, а также положительная оценка независимых зарубежных экспертов, согласно которой Казахстан вышел на передовые позиции судебного реформирования на постсоветском пространстве.

Вместе с тем, несмотря на меры, принимаемые в отношении совершенствования организационных основ судебной власти и самого судопроизводства, еще преждевременно говорить, о том, что судебная реформа состоялась и все проблемы, связанные с этим процессом разрешены.

Поступающая в адрес Уполномоченного корреспонденция выявляет наличие определенных проблем в обеспечении права на справедливое судебное разбирательство. Между тем, обязательство обеспечивать данное право закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах, других базовых конвенциях и договорах. Оно является одним из основных приоритетных прав наряду с правом на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, частную собственность, равенство и недискриминацию и др.

Формат сегодняшней конференции и ее репрезентативность, на мой взгляд, предоставляют хорошую возможность обсудить эти актуальные для всего общества вопросы.

В 2010 году в мой адрес поступило 291 обращение граждан и организаций на решения судов, из которых 192 (66%) приходятся на уголовную, 91 (31,3%) – на гражданскую и 8 (2,7%) – на административную формы судопроизводства.

За 6 месяцев текущего года поступило 124 обращения, спектр которых достаточно широк: от допускаемых судебных ошибок при применении материального и процессуального права до расследования судами дел в отсутствие адвокатов.

Примером жалобы на приговор суда, основанный, возможно, на доказательствах, полученных с нарушениями требований закона, является случай с Турлановым А.С. Данный гражданин, по мнению его адвоката, осужден приговорм суда г. Уральска по п. а ч. 4 ст. 259 УК РК по причине неполноты и необъективности судебного разбирательства.

Единственным доказательством виновности подсудимого явился протокол его личного досмотра, оформленный сотрудниками полиции. В качестве свидетеля допрошен только один понятой Гулиев Р. К его показаниям, а также показаниям свидетеля Андрющенко С. суд отнеся необъективно.

Второй указанный в протоколе понятой Немолочнов С.П. в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства не вызывался и не допрашивался. При этом Немолочнов С.П. участия в качестве понятого не принимал, в протоколе личного досмотра задержанного свою подпись не ставил. Таким образом, суд, исходя из жалобы, не исследовал фактические обстоятельства дела в полном объеме.

В свете объявленной Главой государства либерализации уголовного законодательства и судопроизводства двусмысленной выглядит нерешительность судов в применении отсрочки исполнения приговора в порядке ст. 72 УК РК.

Так, в адрес Уполномоченного обратился Пильгуй Е.С. в интересах осужденной жены Князевой А.В., которая за пособничество в хищении судом г. Текели Алматинской области осуждена к 5 годам 6 месяцам лишения свободы. Она является матерью 8 - месячной дочери, находящейся на грудном вскармливании.

Из средств массовой информации стало известно, что матери осужденной приходилось ходить в следственный изолятор и просить, чтобы дочь сцеживала в антисанитарных условиях грудное молоко, которым в дальнейшем приходилось кормить внучку (источник: www.31.kz, 08.12.2010).

Суд, исходя из позиции государственного обвинения, вынес суровую меру наказания, при этом отказав в применении к Князевой А.В. отсрочки исполнения приговора в порядке ст. 72 УК РК.

Вместе с тем, по утверждению свидетелей, когда на частном предприятии по указанию его учредителя совершались финансовые махинации, Князева А.В.

уже находилась в декретном отпуске. Сам же учредитель предприятия объявлен в межгосударственный розыск.

Относительно новая группа жалоб связана с т.н. непроцессуальными контактами представителей Фемиды с участниками судебного процесса. Так, по мнению заявителя Саметова Р.М., подобный контакт Байтелесова Н., секретаря судьи Алматинского районного суда г. Астаны Бакишева А.Б., с истцом вне зала судебного заседания повлиял на вынесение в отношении заявителя несправедливого судебного решения в гражданском порядке. Кроме того, в течение длительного времени Саметов Р.М. не мог ознакомиться с протоколом судебного заседания и аудио-видеозаписью судебного разбирательства. Перед прениями гражданское дело было передано для рассмотрения другому судье Ермекову К.А., при этом дело не было подшитым и пронумерованным. На просьбу предоставить копию дополнений (уточнений) к делу ни секретарь судьи Бакишева А.Б., ни секретарь судьи Ермекова К.А. не дали аргументированного, четкого ответа, отсылая друг к другу.

Значительная группа обращений связана с несогласием с судебными решениями, вынесенными по жилищным, земельным, имущественным спорам, долевому строительству.

Одним из наиболее показательных примеров является жалоба членов жилищно-строительного кооператива «Нурсая ЮК» г. Астаны на нарушение порядка распределения нежилых помещений в жилом комплексе «Нурсая», оплата за которые участниками долевого строительства была произведена в полном объеме. Права на данные помещения были закреплены за ними решениями Специализированного межрайонного экономического суда г.

Астаны от 10.02.2009 и 15.06.2009.

В связи с включением данного жилого комплекса в перечень объектов, для завершения которых необходима государственная поддержка, ЖСК заключило договор строительного подряда с ТОО «АККБ «Жана Курылыс», уполномоченной организацией акимата г. Астаны, которое обязалось обеспечить завершение строительства объекта.

Однако, в нарушение норм действующего законодательства, в нежилых помещениях указанного ЖК, принадлежащих вышеупомянутым участникам долевого строительства размещаются дошкольные мини-центры и другие учреждения социального назначения.

Стоит заметить, что при посещении Президентом страны жилого комплекса «Нурсая» он был проинформирован об обустройстве первых нежилых этажей упомянутого комплекса под данные объекты при том, что эти площади были уже приобретены в законном порядке с оплатой их полной стоимости.

Вместе с тем, судебными инстанциями г. Астаны, рассматривавшими данное гражданское дело участников долевого строительства в апелляционном и кассационном порядке, вышеуказанные доводы не были приняты во внимание, в удовлетворении исковых требований дольщиков было отказано.

Более подробная информация о поступивших в мой адрес жалобах будет представлена в очередном моем обращении в адрес Председателя Верховного суда.

Вышеупомянутая практика взаимодействия стала возможна благодаря заключенному двустороннему Меморандуму о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека и Главой судебной власти, согласно которому в порядке обобщения судебной практики направляются наиболее характерные жалобы на деятельность нижестоящих судебных инстанций.

Таким образом в известной степени восполняется отсутствие возможности участия омбудсмена в судебном процессе.

Уважаемые дамы и господа!

Резюмируя свое выступление, считаю необходимым констатировать, что совершенствование судебной системы в рамках Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 годов идет полным ходом. Парламентом принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы», который, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию принципа состязательности сторон в судебном процессе, расширению доступа граждан к правосудию.

Вместе с тем, очевидно, потребуется определенное время для реализации конечной цели реформы – утверждения в Казахстане реально сильной, авторитетной, независимой и профессиональной судебной власти, чтобы судейский корпус в целом стал носителем демократических ценностей, в числе которых признание прав, свобод и достоинства человека.

Благодарю за внимание.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Информация об участии руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В.А. в работе IV Иссык-кульского форума национальных правозащитных институтов в г. Бишкек (Кыргызская республика) В период с 27 по 30 октября 2011 года руководитель Национального центра по правам человека В. Калюжный принял участие в работе IV Иссык кульского форума национальных институтов по правам человека, неправительственных правозащитных организаций (далее – Форум), состоявшемся в Бишкеке и в п. Булан-Соготту (Кыргызская республика) В ходе работы Форума был обсужден ряд вопросов, представляющих значительный интерес для правозащитников, в частности, участники Форума обменялись мнениями по проблемам толерантности и межэтнических отношений как необходимом условии стабильности и развития многонационального государства, повышения роли национальных правозащитных институтов в защите прав трудовых мигрантов, участия национальных правозащитных учреждений в создании национальных превентивных механизмов.

Были также обсуждены актуальные вопросы правозащитного движения в современных условиях, проблемы, связанные с проведением свободных и прозрачных выборов как гарантии народного доверия к власти.

Наиболее остро развернулись дискуссии по вопросу создания национального превентивного механизма по предупреждению пыток.

Вниманию участников Форума был представлен проект закона Кыргызской республики «О национальном центре по предупреждению пыток, и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», в соответствии с которым в Кыргызстане создается специальный отдельный орган для выполнения функций национального превентивного механизма.

Мнения участников Форума разделились, многие согласились с предложенной кыргызской стороной моделью, некоторые считают, что в создании отдельного органа нет необходимости и он будет дублировать деятельности Омбудсмена в этой сфере, поэтому, с их точки зрения наиболее приемлемой моделью является «Омбудсмен +».

Значительное внимание было уделено обсуждению проблем трудовых мигрантов, нелегальной миграции, положению детей трудовых мигрантов, было отмечено, что, сожалению, имеют место факты нарушений их прав со стороны государственных органов принимающих государств.

По завершении работы Форума был принят итоговый документ, в соответствии с которым стороны намерены способствовать друг другу в восстановлении на территориях своих стран нарушений прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществлять обмен информацией, аналитическими и справочными материалами по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, оповещать, приглашать на проводимые конференции, круглые столы, семинары и иные мероприятия по повышению квалификации сотрудников своих учреждений.

Стороны отметили, что чрезвычайно важным в современных условиях является сотрудничество национальных правозащитных институтов в сфере укрепления межэтнических отношений, диалога религий и культур, верховенства закона и правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина. В этой связи участниками Форума была дана высокая оценка «Концепции этнической политики и консолидации общества Кыргызской республики и Плану действий до 2015 года», направленной на консолидацию поликультурного и многоязычного общества, формирование сбалансированной политики в сфере межэтнических отношений.

Информация об участии главного эксперта Национального центра по правам человека Уразбаевой А.К. в работе семинара на тему:

«Мониторинг пыток и жестокого обращения в контексте юстиции в отношении несовершеннолетних» в г. Киев (Украина) С 18 - 20 октября 2011 года в г. Киев (Украина) состоялся семинар на тему: «Мониторинг пыток и жестокого обращения в контексте юстиции в отношении несовершеннолетних», в котором приняла участие главный эксперт отдела по обращениям граждан Национального центра по правам человека Уразбаева А.К.

Участниками встречи выступили представители офисов омбудсмена, неправительственных организаций и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Армении, Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Украины, детские омбудсмены Украины, Ирландии, эксперты «Международной тюремной реформы» и Института «Открытое общества».

В рамках семинара представителям стран было предложено провести в их странах исследование «Пытки и жестокое обращение с детьми в контексте юстиции для несовершеннолетних: распространенность, влияние, предотвращение, обнаружение, оказание помощи и подотчетность».

Инструментарий исследования, предложенный организаторами, включает в себя 4 основных направления деятельности:

1. Анализ существующих законов и процедур для предотвращения и обнаружения пыток и жестокого обращения, а также для защиты, оказания помощи и компенсации пострадавшим.

2. Сбор данных относительно жалоб на факты пыток и жестокого обращения, или случаев возможных пыток и жестокого обращения, следствие по которым велось компетентными органами, а также результатов таких следственных действий.

3. Базовый опрос касательно распространенности пыток и жестокого обращения.

4. Анализ эффективности существующих законов и механизмов, а также факторов, ограничивающих их эффективность.

Вместе с тем, делегации самостоятельно дорабатывали планы исследований и высказывали мнения об инструментах исследования, которые возможно реализовать в их странах.

На семинаре состоялся открытый и обстоятельный диалог, как со стороны приглашенных экспертов, так и представителей стран.

Кроме того, в рамках семинара участники посетили Следственный изолятор г. Киева, в частности, камеры для несовершеннолетних подростков.

Обобщенный анализ ситуации по указанным восьми странам Региональный офис ЮНИСЕФ предполагает представить на конференции министерств названных стран в ноябре 2012 года.

Вместе с тем, для реализации данного исследования организаторам необходимо согласовать его проведение с внешнеполитическими ведомствами приглашенных стран, поскольку полученные результаты будут презентованы на межрегиональном уровне. В настоящее время вопрос о проведении данного исследования в Казахстане обсуждается между ЮНИСЕФ и офисом омбудсмена.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации рекомендаций государств-членов Организации Объединенных Наций в рамках Универсального периодического обзора по правам человека на 2011 - 2014 годы Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2011 года № В целях обеспечения реализации обязательств Республики Казахстан в рамках Универсального периодического обзора по правам человека, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации рекомендаций государств-членов Организации Объединенных Наций в рамках Универсального периодического обзора по правам человека на 2011 - 2014 годы (далее План).

2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также заинтересованным организациям обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Планом, и представлять в Министерство юстиции Республики Казахстан ежегодно не позднее 20 декабря информацию о выполнении мероприятий Плана.

3. Министерству юстиции Республики Казахстан представлять в Правительство Республики Казахстан ежегодно не позднее 30 января сводную информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных Планом.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2011 года № План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации рекомендаций государств-членов Организации Объединенных Наций в рамках Универсального периодического обзора по правам человека на 2011 - 2014 годы № Мероприятие Форма Ответствен- Срок Предпола- Источник п/п завершения ные за испол- гаемые Финансиро исполнение нения расходы вания 1 2 3 4 5 6 1.

Обновление Обновленная МЮ, РЦПИ, Декабрь Не требуется действующей базы действующая МК, КПЧ (по 2013 года данных Цифровой база данных согласованию библиотеки Комиссии Цифровой по правам человека библиотеки на сайте Национальной академической библиотеки http://hrc.nabrk.kz 2. Принятие мер по Проект МТСЗН 4 квартал Не требуется ратификации Закона 2012 года Факультативного Республики протокола к Казахстан о Международному ратификации пакту об экономических, социальных и культурных правах 3. Внесение на Решение МВК МОН, МЗ, 1 квартал Не требуется рассмотрение МВК ГП (по 2012 года предложений по согласованию), дальнейшему ВС (по совершенствованию согласованию), законодательства в МЮ области охраны прав детей, находящихся в воспитательных, лечебных и иных организациях, осуществляющих функции по защите прав ребенка 4. Подготовка Информация МЗ (свод), ежегодно, Не требуется информации о в МЮ заинтересо- до принимаемых мерах в ванные декабря отношении лиц с государст наркотической венные зависимостью и лиц, органы живущим с ВИЧ / СПИДом, особенно детей в рамках Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Ќазаќстан» на - 2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2011 года № 5. Оценка Информация МВД, ГП (по ежегодно, Не требуется эффективности в МЮ согласованию), до реализации НКДЖСДП декабря законодательства по (по согласованию) борьбе с дискриминацией и насилием,особенно в отношении женщин и детей 6. Принятие мер по Информация МВД, МСИ ежегодно, В пределах РБ повышению правовой в НКДЖСДП до 20 июня средств, осведомленности и 20 предусмотрен общества о мерах по декабря ных по борьбе с бытовым бюджетной насилием программе 025 «Проведение государствен ной информа ционной политики»

(МСИ) 7. Выработка Предложения МЗ (свод), 2 квартал Не требуется предложений по в Правительство заинтересо- 2013 года совершенствованию Республики ванные механизма доступа Казахстан государст граждан, в том венные числе с органы ограниченными возможностями к качественным услугам здравоохранения 8. Принятие мер по Информация МСИ (свод), ежегодно, Не требуется совершенствованию в МЮ ГП (по до механизма согласованию), МЮ декабря обеспечения доступа к информации 9. Опубликование в Информация НЦПЧ (по В течение Не требуется средствах массовой в согласованию), 2011- информации и на Администрацию МСИ годов сайте Президента Уполномоченного по Республики правам человека Казахстан информации по результатам проведенных проверок Уполномоченного по правам человека 10. Выработка Предложения НЦПЧ (по В течение Не требуется предложений о в Правительство согласованию), МФ 2011- целесообразности Республики годов привлечения на Казахстан договорной основе организаций и специалистов к выполнению экспертных и консультационных работ для подготовки заключений по подлежащим выяснению обстоятельствам, связанным с нарушением прав человека и гражданина, а также о финансовой обеспеченности данного мероприятия 11. Выработка Предложения Уполномочен- Декабрь Не требуется предложений по в ный по 2011 года реализации Администрацию правам рекомендации Совета Президента человека ООН по правам Республики (свод), МЮ, человека о Казахстан ГП (по приведении в согласованию), соответствие с МИД Парижскими принципами статуса Уполномоченного по правам человека 12. Выработка Предложения Уполномочен- Декабрь Не требуется предложений по в ный по 2011 года реализации Администрацию правам рекомендации о Президента человека введении в Республики (свод), МОН, Республике Казахстан ГП (по Казахстан согласованию), Уполномоченного по МЮ, МИД правам ребенка 13. Выработка Предложения АНК (по Декабрь Не требуется предложений по в согласованию) 2011 года дальнейшему Администрацию (свод), МК, МЮ укреплению Президента полномочий Республики Ассамблеи народа Казахстан Казахстана 14. Реализация Информация Заинтересо- ежегодно, Не требуется Национального в КПЧ ванные до плана действий в государст- декабря области прав венные человека на органы 2009-2012 годы во взаимодействии с гражданским обществом в части совершенствования законодательства Республики Казахстан в области прав человека 15. Трансляция Организация МСИ (свод), В течение В пределах РБ информационно- и выпуск заинтересо- 2011-2014 средств, просветительских телепрограмм ванные годов предусмотрен программ, в респуб- государст- ных по направленные на ликанских венные бюджетной развитие и и террито- органы программе укрепление риальных СМИ «Проведение культуры, государствен потенциала, охрану ной информа здоровья, повышение ционной уровня правовой политики» (МСИ) информированности общества, уделяя особое внимание детям Казахстана 16. Обеспечение Обучение МВД, КНБ, В течение В пределах РБ обучения сотрудников АФП 2011-2014 средств, сотрудников годов предусмотрен учреждений ных по уголовно-исполни- бюджетной тельной системы, программе национальной «Подготовка безопасности и специалистов финансовой полиции с высшим с целью изучения профессиональ принятых междуна- ным родных обязательств образованием»

по охране прав и (АФП) свобод человека 17. Обеспечение Информация МИД, до 25 В пределах РБ реализации в Правительство заинтересо- числа средств, постоянного Республики ванные месяца, предусмот приглашения об Казахстан ные органы следующего ренных участии Республики за месяцем, по бюджетной Казахстан в в течение программе специальных которого "Представи процедурах ООН, состоялся тельские включая посещение визит затраты" специальных (МИД) докладчиков ООН с целью оценки исполнения международных обязательств 18. Подготовка Информация МВД, МТСЗН, ежегодно, Не требуется информации по в МЮ Акиматы до интеграции в областей, декабря общество этнических городов казахов, Астаны и репатриированных из Алматы Азии, Ближнего Востока и Европы 19. Обмен опытом с Информация МИД, В течение В пределах РБ иностранными в Правительство заинтересо- 2011-2014 средств, государствами по Республики ванные годов предусмотрен реализации Казахстан государст- ных по государственной венные бюджетным политики в области органы программам защиты прав «Представи человека тельские затраты», «Заграничные командировки»

(МИД) 20. Выработка Предложения МОН Декабрь Не требуется предложений по в Правительство 2013 года повышению Республики квалификации Казахстан учителей образовательных школ и преподавателей ВУЗов курсов по гендерной тематике 21. Рассмотрение на Предложения МОН (свод), Декабрь Не требуется Межведомственной в Правительство Акиматы 2011 года комиссии по делам Республики областей, несовершеннолетних Казахстан городов и защите их прав Астаны и при Правительстве Алматы Республики Казахстан вопроса о получении образования детьми, не являющимися гражданами Республики Казахстан и временно пребывающими на территории Республики Казахстан 22. Подготовка сводной Информация МТСЗН ежегодно, Не требуется информации о в Правительство (свод), МОН, до 20 июня принимаемых мерах Республики ГП (по и 20 ноября по профилактике Казахстан согласованию), эксплуатации МВД, Акиматы детского труда на областей, территории городов Республики Астаны и Казахстан Алматы юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан 23. Подготовка сводной Информация МВД (свод), ежегодно, Не требуется информации о в МЮ МОН, МТСЗН до принимаемых мерах декабря по проведению оперативно профилактических мероприятий в рамках кампании «Дети в ночном городе»

24. Обеспечение Обучение МВД В течение В пределах РБ повышения сотрудников 2011-2014 средств, квалификации в годов предусмотрен Учебном центре ных по подготовки бюджетной специалистов по программе борьбе с «Образование нелегальной в системе миграцией и Министерства торговлей людьми внутренних дел при Карагандинской Республики академии им. Казахстан» (МВД) Б. Бейсенова в соответствии с пунктом Отраслевой программы профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от декабря 2010 года № 25. Внесение на Решение МВК МВД (свод), 3 квартал Не требуется рассмотрение МВК КНБ(по 2012 года предложений по согласованию), совершенствованию МИД, ГП по законодательства согласованию), МЮ о статусе беженцев в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев и Протоколом, касающиеся статуса беженцев, а также с учетом рекомендаций Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 26. Внесение на Решение МВК МЮ, ГП (по Октябрь Не требуется рассмотрение МВК согласованию), 2012 года предложения по МВД, КНБ (по совершенствованию согласованию), законодательства в АФП (по части предоставления согласованию), адвокатам права на ВС (по использование согласованию) записывающих устройств при встречах с подзащитными 27. Выработка Предложения МВД, КНБ (по Декабрь Не требуется предложений по в Правительство согласованию), 2014 года совершенствованию Республики ГП по подзаконных актов Казахстан согласованию) об условиях содержания в учреждениях уголовно исполнительной системы и ИВС с учетом Минимальных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными августа 1955 года 28. Разработка проекта Внесение на МЮ, ГП по 4 квартал Не требуется Закона о внедрении рассмотрение согласованию), 2011 года национального МВК МВД, КНБ (по превентивного согласованию), механизма в ВС (по соответствии с согласованию), ратифицированным Уполномо Факультативным ченный по протоколом к правам человека (по Конвенции против согласованию) пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 29. Принятие мер по Информация МТСЗН ежегодно, Не требуется усилению борьбы с в МЮ (свод), до безработицей в МИНТ, МНГ, декабря рамках принятых МСХ, Акиматы отраслевых и областей, региональных городов программных Астана и документов Алматы 30. Подготовка анализа Внесение МЮ, ГП (по Март 2012 Не требуется о ситуации и анализа в согласованию), года дальнейших мерах, Совет ВС (по направленных на правовой согласованию) отмену смертной политики казни, с при Админист привлечением рации научных работников Президента Республики Казахстан 31. Внесение на Решение МВК ВС (по Декабрь Не требуется рассмотрение МВК согласованию), 2013 года предложений по ГП (по дальнейшему согласованию), совершенствованию МЮ законодательства с учетом международных стандартов справедливого судебного разбирательства, в том числе обеспечения равенства доказательств стороны защиты и доказательств стороны обвинения 32. Рассмотрение на МВК Решение МВК ГП по Сентябрь Не требуется вопроса по переводу согласованию), 2013 года уголовной ВС (по ответственности за согласованию), клевету в МЮ гражданскую плоскость 33. Подготовка Информация МК ежегодно, Не требуется информации о в МЮ до принимаемых мерах декабря по развитию культур этнических общин Казахстана 34. Принятие мер по Информация в МК ежегодно, В пределах РБ развитию Правительство до 20 средств, государственного Республики декабря предусмотренных языка и других Казахстан по бюджетной языков народа программе Казахстана, в том "Развитие числе оказание государст государственной венного языка поддержки развитию и других национальных языков языков народа через воскресные Казахстана" школы национальных (МК) культурных центров 35. Подготовка Информация МООС (свод), ежегодно, Не требуется информации по в МЮ заинтересо- до обеспечению ванные декабря эффективности государст решения проблем, венные органы связанных с защитой окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также применения методики оценки воздействия экономической деятельности на окружающую среду 36. Разработка Предложения МВД (свод), Декабрь Не требуется предложения по на МВК МЗ, МТСЗН, 2012 года внесению уточнений МЮ, Акиматы областей, в Закон Республики городов Казахстан «О Алматы и специальных Астаны социальных услугах»

в части определения понятия «лица, пострадавшие от жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации», а также порядка оказания им специальных социальных услуг 37. Продолжить работу Информация ЦИК (по ежегодно, Не требуется по совершенствованию в МЮ согласованию) до выборного (свод), декабря законодательства другие Республики заинтересо Казахстан в ванные соответствии с государст международными венные стандартами ООН и органы ОБСЕ 38. Продолжить Информация АДР ежегодно, В пределах РБ реализацию в МЮ до 20 средств, государственной декабря предусмотрен политики в отношении ных по свободы бюджетной вероисповедания программе «Развитие между народного сотрудни чества в области религии, проведение социоло гических, научно исследо вательских и аналитических услуг по религиозным вопросам»

(АДР) 39. Внесение на Решение МВК МЮ (свод), Ноябрь Не требуется рассмотрение МВК ГП (по 2012 год предложений о согласованию), совершенствовании КНБ (по законодательства в согласованию), сфере организации и МВД, Акиматы проведения мирных областей, собраний, митингов, городов шествий, пикетов и Алматы и демонстраций в Астаны Республике Казахстан Примечание: расшифровка аббревиатур:

АДГС - Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы АДР - Агентство Республики Казахстан по делам религии АНК - Ассамблея народа Казахстана АФП - Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) ВС - Верховный Суд Республики Казахстан ВУЗ - высшее учебное заведение ГП - Генеральная прокуратура Республики Казахстан ИВС - изолятор временного содержания КНБ - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан КПЧ - Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан МВК - Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Казахстан по вопросам законопроектной деятельности МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан МК - Министерство культуры Республики Казахстан МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан МООС - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан МСИ - Министерство связи и информации Республики Казахстан МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан МФ - Министерство финансов Республики Казахстан МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан НКДЖСДП - Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан НЦПЧ - Национальный центр по правам человека ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ООН - Организация Объединенных Наций РБ - республиканский бюджет РЦПИ - Республиканский центр правовой информации СМИ - средства массовой информации ЦИК - Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан О Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан на 2011 - годы по реализации рекомендаций Специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 сентября 2011 года № В целях обеспечения и координации работы по реализации рекомендаций Специального докладчика Организации Объединенных Наций Ракель Рольник по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий Правительства Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы по реализации рекомендаций Специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень (далее - План).

2. Центральным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), акимам областей, городов Астаны и Алматы обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Планом, и предоставлять в Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства два раза в год, к 10 июля и к 10 января, по итогам полугодия информацию о выполнении мероприятий Плана.

3. Агентству Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставлять в Правительство Республики Казахстан два раза в год, к 30 июля и к 30 января, по итогам полугодия сводную информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных Планом.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 сентября 2011 года № План мероприятий Правительства Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы по реализации рекомендаций Специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень № Мероприятие Форма Ответственные Срок Предпола- Источник п/п завершения за исполнение исполнения гаемые финансиро государствен- расходы вания ные органы (тыс.

тенге) 1 2 3 4 5 6 1 Мониторинг, Информация Акиматы Два раза в В пределах Местный выявление и принятие в АДСиЖКХ областей, год, к 10 средств, бюджет мер относительно г.г. Астаны июлю и к 10 предусмот самовольно и Алматы январю по ренных по возведенных итогам соответст строений полугодия вующим бюджетным программам 2 Выработать и вынести Внесение МЮ, июнь Не требуется на рассмотрение МВК предложе- АДСиЖКХ, 2012 года предложения по ния на МВК ГП (по разработке проекта согласованию), закона по вопросам акиматы совершенствования областей, законодательства г.г. Астана и Республики Казахстан Алматы, НЦПЧ по принудительному (по выселению согласованию), КПЧ (по согласованию) 3 Выработать и внести Информация МВД, ГП (по до 31 марта Не требуются предложения по в согласованию), 2012 года совершенствованию Правитель- акиматы механизма ство областей, г.г.

регистрации места Астана и жительства/места Алматы, НЦПЧ пребывания (по физических лиц, не согласованию), имеющих КПЧ (по действительного согласованию) юридического адреса 4 Принятие мер Информация Акимат города до 1 В пределах относительно в Алматы декабря средств, самовольно Правитель- 2011 года предусмот возведенных строений ство ренных по в мкр. «Бакай» и соответст «Шанырак» г. Алматы вующим бюджетным программам 5 Разработка и Проект МТСЗН до 1 Не требуются внесение в закона октября Правительство 2014 года Республики Казахстан проекта Закона Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

6 Принятие мер по Информация МТСЗН, МЭРТ, Два раза в 11 605 111* Республи реализации Программы в МСХ, акиматы год, к 10 (2011 год) канский занятости 2020, Правитель- областей, г.г. июлю и к 10 бюджет предусматривающей ство Астана и январю по возможность Алматы итогам добровольного полугодия переезда граждан из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом 7 Проведение Отчет в АДСиЖКХ, 2011-2020 41 642 000* Республи строительства и Правитель- акиматы годы, (2011 год) канский реконструкции ство областей, ежегодно до бюджет сельской системы г.г. Астана 20 декабря водоснабжения и Алматы 8 Проведение Отчет в АДСиЖКХ, 2011-2020 4 035 000* Республи строительства и Правитель- акиматы годы, (2011 год) канский реконструкции ство областей, ежегодно до бюджет сельской системы г.г. Астана 20 декабря водоотведения и Алматы 9 Проведение Отчет в АДСиЖКХ, 2011-2020 35 383 000* Республи строительства и Правитель- акиматы годы, (2011 год) канский реконструкции ство областей, ежегодно до бюджет городской системы г.г. Астана 20 декабря водоснабжения и Алматы 10 Проведение Отчет в АДСиЖКХ, 2011-2020 1 500 000* Республи строительства и Правитель- акиматы годы, (2011 год) канский реконструкции ство областей, ежегодно до бюджет городской системы г.

г. Астана 20 декабря водоотведения и Алматы 11 Мониторинг Информация АДСиЖКХ до 20 января Не требуются завершения в (созыв), 2012 года строительства жилых Правитель- акиматы объектов с участием ство областей, дольщиков г.г. Астана и Алматы 12 Мониторинг хода Информация АДСиЖКХ 2011-2014 Не требуются строительства в (созыв), годы арендного жилья за Правитель- акиматы ежегодно счет бюджетных ство областей, до 31 марта средств для граждан, г.г. Астана состоящих в очереди и Алматы в акиматах 13 Выработка Информация АДСиЖКХ, до 10 ноября предложений по в МОН, 2011 года совершенствованию Правитель- заинтересован законодательства в ство ные сфере жилищных государствен отношений по ные органы, вопросам обеспечения НКЖСДП (по жилищем детей-сирот согласованию) и детей, оставшихся без попечения родителей 14 Выработка Информация АДСиЖКХ, до 10 ноября предложений по в МТСЗН, 2011 года внесению изменений в Правитель- заинтересован законодательство в ство ные сфере жилищных государствен отношений по ные органы вопросам безвозмездного получения в собственность жилищ лицами с ограниченными возможностями 15 Размещение на Информация МСИ (созыв), Два раза в Не требуется интернет-ресурсах в все год, к информации о Правитель- центральные и июлю и к проводимой работе ство МИО январю по (политике) в области итогам обеспечения жилищем полугодия своих сотрудников Примечание:

* ежегодные объемы финансирования данной программы будут определяться при формировании бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей доходной части республиканского бюджета;

расшифровка аббревиатур:

КПЧ - Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан НЦПЧ - Национальный центр по правам человека МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан НКЖСДП - Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан МСИ - Министерство связи и информации Республики Казахстан МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан ГП - Генеральная прокуратура Республики Казахстан МВК - Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Казахстан по законопроектной работе МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан МИО - местные исполнительные органы МФ - Министерство финансов Республики Казахстан АДСиЖКХ - Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно коммунального хозяйства АДГС - Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы МК - Министерство культуры Республики Казахстан МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан Совет по правам человека Шестнадцатая сессия Пункт 3 повестки дня Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие Доклад Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте Ракель Рольник Добавление Миссия в Казахстан Резюме Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте совершила официальную поездку в Казахстан 613 сентября 2010 года. Целью этой миссии был сбор информации из первых рук о ходе реализации права на достаточное жилище и связанных с ним других прав человека в Казахстане. В частности, Специальный докладчик сосредоточила внимание на негативных последствиях глобального экономического и финансового кризисов для осуществления права на достаточное жилище и на массовых выселениях или перемещениях лиц и общин, проживающих в городах Астана и Алматы или в прилегающих к ним районах. В ходе своей поездки в Астану и Алматы Специальный докладчик встретилась с широким кругом представителей государства и негосударственных субъектов и заслушала свидетельства нескольких лиц о предполагаемых нарушениях их права на достаточное жилище.

Специальный докладчик приветствует значительный прогресс, достигнутый правительством в осуществлении права на достаточное жилище на национальном уровне. К числу принятых мер, в частности, относятся включение в Конституцию конкретных положений в отношении достаточного жилища, принятие ряда законодательных и политических мер, а именно Закона "О жилищных отношениях" 1997 года, Государственной программы жилищного строительства на 20082010 годы, и разработка таких мер стимулирования, как система жилищного кредитования, субсидирование арендной платы за жилье и выделение земельных участков для отдельных лиц и семей, относящихся к малообеспеченным и обездоленным категориям населения.

Несмотря на достигнутый прогресс, ряд ключевых проблем все еще сохраняется. Нормативно-правовая база в жилищной сфере, и в частности национальное законодательство, касающееся принудительного выселения, не в полной мере соответствуют действующим международным правозащитным стандартам, таким как замечания общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и основные принципы, касающиеся выселений и перемещений по соображениям развития. Национальные суды не применяют на практике нормы международных договоров и не ссылаются на международные правозащитные стандарты. Часто имеют место снос неформальных поселений и принудительное выселение без предварительного уведомления, какого-либо судебного контроля или надзора или предоставления адекватной компенсации или другого жилья. Многие граждане и семьи серьезно пострадали в результате финансового и ипотечного кризиса. Большое число дольщиков было обмануто частными строительными компаниями, которые покинули страну с их сбережениями, не завершив строительство жилых домов, а другие были выселены или оказались под угрозой выселения из-за неспособности погашать кредиты и ипотечные займы. Несмотря на принятые государством экстренные меры по смягчению негативных последствий финансового кризиса, 42 000 дольщиков до сих пор ждут свои квартиры.

В заключение Специальный докладчик выносит ряд рекомендаций, призванных помочь правительству в его усилиях по обеспечению эффективного осуществления права на достаточное жилище.

Приложение Доклад Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте о ее миссии в Казахстан (613 сентября 2010 года) Содержание Пункты Стр.

I. Введение..............................................................................................................

II. Положение с жильем.......................................................................................

III. Законодательная и институциональная основа..........................................

А. Международные обязательства.................................................................... В. Законодательная и стратегическая основа............................................

…... С. Институциональная основа....................................................................…… IV. Положительные изменения..........................................................................

V. Проблемы, связанные с правом на достаточное жилище.......................... А. Жилищное законодательство и жилищная политика............................

….. В. Институциональная основа...........................................................................

С. Принудительное выселение................................................................…….. D. Финансовый и ипотечный кризис................................................................. Е. Различия между городскими и сельскими районами................................. F. Социальное жилье.......................................................................................... G. Находящиеся в уязвимом положении группы............................................. VI. Выводы и рекомендации...........................................................................


А. Жилищное законодательство и жилищная политика.................................. В. Институциональная основа............................................................................ С. Принудительное выселение........................................................................ D. Ипотечный кризис...................................................................................... Е. Различия между городскими и сельскими районами...................................... F. Социальное жилье...................................................................................... G. Находящиеся в уязвимом положении группы........................................ I. Введение 1. Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте, совершила официальную поездку в Казахстан 613 сентября 2010 года.

2. Целью этой поездки был сбор информации из первых рук о ходе реализации права на достаточное жилище и связанных с ним других прав человека в Казахстане. В частности, Специальный докладчик решила сосредоточить внимание на:

a) массовых выселениях или перемещениях лиц и общин, проживающих в городах Астана и Алматы или в прилегающих к ним районах, без предоставления им соответствующей защиты и компенсации, и мерах, принятых государством для обеспечения защиты затронутых лиц и общин от выселений по соображениям развития в связи с программами реконструкции городов;

b) воздействии глобального экономического и финансового кризисов на осуществление права на достаточное жилище и мерах, принятых государством в рамках своей юрисдикции в целях защиты наиболее уязвимых лиц, семей и общин от негативных последствий кризисов.

3. В ходе своей поездки Специальный докладчик встретилась с рядом высокопоставленных представителей Министерства иностранных дел, Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства труда и социальной защиты населения, местных органов исполнительной власти (акиматов) Астаны и Алматы, Департамента внутренних дел Астаны и Алматы, Верховного суда, Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена), Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан и Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте. Она также заслушала свидетельства нескольких лиц о предполагаемых нарушениях их права на достаточное жилище и встретилась с большим числом представителей гражданского общества, в том числе общественных движений и неправительственных организаций, в Астане и Алматы и в прилегающих к ним районах.

4. Специальный докладчик хотела бы выразить признательность правительству Республики Казахстан за приглашение и за содействие, оказанное ей в ходе всей поездки. Направление в июле 2009 года постоянного приглашения в адрес всех мандатариев специальных процедур и открытость, продемонстрированная правительством в период, предшествовавший миссии, и во время ее проведения, свидетельствуют о его приверженности делу поощрения и защиты права на достаточное жилище и готовности сотрудничать с международным сообществом в решении нерешенных проблем, стоящих перед страной в этой области.

Специальный докладчик хотела бы также поблагодарить сотрудников Регионального отделения Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) в Бишкеке и Программы развития Организации Объединенных Наций в Республике Казахстан за их ценное сотрудничество и помощь в организации программы этой миссии.

II. Положение с жильем 5. В последние годы Казахстан превратился в мощную экономическую державу Центральной Азии благодаря своим значительным запасам нефти и природного газа. За счет экономического роста было также обеспечено развитие других отраслей, в частности строительного и банковского секторов.

6. В 1995 году правительством было принято решение о переносе столицы нового независимого государства из Алматы в Астану. Это решение сопровождалось выделением из государственного бюджета значительных по объему средств на создание современной столицы мирового класса. В свою очередь крупномасштабные программы реконструкции и благоустройства города привлекли большое число внутренних мигрантов, которые переехали в новую столицу из других районов страны в поисках рабочих мест в строительном секторе и с целью повысить свой уровень жизни. Согласно проведенной в 2009 году переписи населения, в период с 1999 года по 2009 год население Астаны увеличилось с 328 341 до 613 006 человек. Алматы остается крупнейшим городом в Казахстане с населением около 1 365 632 человека в 2010 году. Как и Астана, Алматы также привлек значительное число трудящихся-мигрантов, которые переехали в главный экономический центр страны после экономического кризиса, последовавшего за распадом Советского Союза. По официальным оценкам, темпы внутренней миграции из сельских в городские районы составляют более чем 300 000 человек в год.

7. Вследствие своих высоких экономических показателей Казахстан также стал принимать большое число трудящихся-мигрантов из других центральноазиатских стран и из Китая. По официальным оценкам, в Казахстане находится от полумиллиона до миллиона иностранных рабочих, однако, согласно данным из других источников, речь идет скорее о двух-трех миллионах мигрантов.

Многие из этих мигрантов заняты в строительстве.

8. В результате такой массовой миграции предложение жилья и городских земель в двух основных экономических центрах страны значительно сократилось, что привело к возникновению ряда неформальных поселений на окраинах обоих городов. В силу их неформального характера u достоверные статистические данные о числе проживающих в этих поселениях людей отсутствуют. Такое жилье в некоторых случаях построено в природоохранных зонах или в районах, подверженных наводнениям или землетрясениям.

9. В большинстве случаев неформальные постройки, о которых говорилось выше, не имеют таких элементарных удобств, как кухни, туалеты, электричество и водопровод, а проживающие в них лица постоянно подвергаются угрозе принудительного выселения со стороны государственных органов. Отсутствие юридического адреса фактически не позволяет неформальным поселенцам регистрироваться по месту жительства, что является важным юридическим требованием для получения ряда социальных услуг, предоставляемых государством, в том числе социального жилья.

10. С момента обретения независимости правительство Республики Казахстан коренным образом изменило свою политику в области жилья, отказавшись от опирающейся исключительно на государство жилищной политики в пользу нового подхода, при котором государство стремится облегчить приобретение жилья в собственность путем создания благоприятных финансовых условий для привлечения иностранных инвестиций, а также банков и финансовых учреждений. В целях стимулирования жилищного строительства государство предприняло значительные усилия в области планирования, с тем чтобы выделить подходящие городские земли частным предпринимателям и расширить доступ к ипотечному кредитованию, что позволяет гражданам строить свои собственные дома и квартиры или приобретать недвижимость в жилых комплексах, возведенных на средства частных инвесторов.

11. Общий объем жилищного фонда увеличился с 252,7 млн. кв.м. в 2004 году до 267,8 млн. кв.м. в 2008 году. В 2008 году городской жилищный фонд составил 153,4 млн. кв.м. (57% всего объема). Наибольшая часть нового строительства осуществляется частными застройщиками. Государственный жилищный фонд уменьшился с 7,8 млн. кв.м. в 2004 году до 6,4 млн. кв.м. в 2008 году. В сельских районах только 1% сельского жилищного фонда (1,2 млн.

кв.м. в 2008 году) принадлежит государству. Имеющиеся данные о структуре жилищного фонда страны сами по себе не дают представление о размерах дефицита жилья, т.е. о числе граждан и семей, которые не имеют жилья или живут в жилье, не отвечающем минимальным требованиям с точки зрения санитарии и безопасности.

12. Средний показатель общей жилой площади на душу населения в течение последнего десятилетия неуклонно повышался с 16,6 кв.м. на человека в году до 18,1 кв.м. на человека в 2008 году. Тем не менее данный показатель в сельских районах на 16% ниже, чем в городских (соответственно 16,4 кв.м. и 19,7 кв.м. на человека).

13. Доля домашних хозяйств, подключенных к водопроводу, возросла с 52,4% в 2002 году до 58,9% в 2008 году. За тот же период доля домашних хозяйств, имеющих доступ к централизованной канализации и очистным сооружениям, увеличилась с 41,3% до 47,4%. Вместе с тем дезагрегированные статистические данные свидетельствуют о значительном неравенстве между городскими и сельскими районами;

в последних уровень жизни существенно ниже, чем в городских.

14. По состоянию на октябрь 2010 года 10 958 лиц, относящихся к гражданам с низким уровнем доходов и пользующихся социальной защитой группам населения, проживало в социальном жилье, построенном местными исполнительными органами или приобретенном у частных застройщиков в соответствии с Государственной программой жилищного строительства на период 20052007 годов. За тот же период 36 656 семей, относящихся к категории первоочередников, получили жилье, возведенное при поддержке государственной системы жилищного кредитования.

15. В период 20052010 годов государство выделило на строительство социального жилья 49,7 млрд. тенге (около 331,3 млн. долл. США). За тот же период 150,1 млрд. тенге (около 1 млрд. долл. США) было выделено из государственного бюджета на цели строительства ипотечного жилья для приоритетных категорий населения.

16. Как и многие другие страны, Казахстан серьезно пострадал от международного финансового кризиса. В связи с проведенным государством радикальным дерегулированием, в результате которого ипотечные кредиты смогли получить семьи, не располагающие стабильными доходами, финансовый кризис привел к краху всей банковской системы. По данным Всемирного банка, ежегодные темпы прироста экономики Казахстана, составившие почти 10% в период 20002007 годов, снизились до 3,3% в году и до 1,2% в 2009 году.

17. Строительный сектор одним из первых испытал на себе негативные последствия глобального экономического спада. Многие строительные фирмы были вынуждены закрыться, оставив 450 незавершенных строительных объектов. По данным правительства, в результате финансового кризиса пострадало более 62 000 дольщиков. Около 16 000 дольщиков были обмануты частными строительными компаниями, которые покинули страну с их сбережениями, не закончив строительство, в то время как другие лица были выселены или оказались под угрозой выселения по причине неспособности погашать кредиты и ипотечные займы. В результате банкротства большого числа предприятий кризис недвижимости затронул всю экономику.

18. Государство инвестировало в общей сложности 433 441 млрд. тенге (около 2,8 млрд. долл. США), с тем чтобы помочь лицам, пострадавшим от финансового кризиса, и способствовать завершению жилищных объектов. В частности, оно учредило фонд недвижимости "Самрук-Казына" с целью обеспечить средствами строительные компании, с тем чтобы завершить те проекты, осуществление которых замедлилось или прекратилось из-за финансового кризиса.

В общей сложности из этого национального фонда было выделено 1,1 млрд.

долл. США, в том числе 937 млн. долл. США в Астане и 500 млн. долл. США в Алматы.

19. По состоянию на октябрь 2010 года благодаря средствам, выделенным государством на эти цели, были завершены 37 объектов жилищного строительства и 8 265 дольщиков смогли получить свои квартиры и дома.

Вместе с тем по состоянию на ноябрь 2010 года все еще не было завершено строительство 87 зданий, в том числе 42 жилищных объектов в Астане, 26 в Алматы и еще 17 в других регионах. В результате этого почти 20 дольщиков до сих пор ждут своих квартир. Правительство планирует завершить к концу 2010 года возведение 51 жилого комплекса (9 дольщика), в том числе 35 объектов в Астане и 7 в Алматы.

III. Законодательная и институциональная основа A. Международные обязательства 20. Казахстан является участником семи основных международных правозащитных договоров, в том числе Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В соответствии с этими договорами государство взяло на себя обязательство принимать в рамках имеющихся ресурсов соответствующие законодательные, административные, судебные и иные меры к тому, чтобы постепенно достигнуть полного осуществления права на достаточное жилище. Такие шаги включают принятие законодательных и иных мер по предотвращению принудительных выселений, осуществляемых государственными органами или частными лицами без соответствующих гарантий, адекватной компенсации или обеспечения альтернативным жильем и, при необходимости, вынесению наказаний за такие действия.

21. Казахстан подписал, хотя еще и не ратифицировал, Конвенцию о правах инвалидов, которая содержит положения о праве инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное жилище, и на выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, в том числе применительно к жилищу.

22. Казахстан не является участником Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, в которой признается, в частности, право трудящихся-мигрантов на обеспечение жильем, в том числе жильем, предоставляемым по программам социального обеспечения, наравне с гражданами государства работы по найму. Казахстан подтвердил, что он не намерен ратифицировать эту Конвенцию в ближайшем будущем в связи с далеко идущими финансовыми последствиями, которые возникнут в результате ее осуществления.

23. В соответствии с частью 3 статьи 4 Конституции международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед национальным законодательством и могут быть применены в национальной правовой системе непосредственно, кроме случаев, когда их применение требует принятия закона.

10 июля 2008 года Верховный суд принял нормативное постановление о непосредственном применении международных договоров национальными судами и трибуналами, обязывающее судей руководствоваться нормами международных договоров, участником которых является Казахстан.

B. Законодательная и стратегическая основа 24. Конституция, принятая на республиканском референдуме 30 августа года, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Статьи 25 и 26 Конституции содержат положения, связанные с жилищем. В соответствии с этими положениями, жилище является неприкосновенным и граждане не могут быть лишены своих домов, иначе как на основании постановления суда. В целях удовлетворения жилищных потребностей граждан Конституция гласит, что гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

25. Национальный план действий в области прав человека на период годов направлен на укрепление национальной системы поощрения и защиты прав человека и на просвещение широкой общественности о правах человека и механизмах их защиты. В этом плане определяется комплекс конкретных мер по устранению пробелов в национальном законодательстве и практике и по улучшению координации деятельности государственных учреждений и неправительственных организаций, работающих в области защиты прав человека.

26. Казахстан принял ряд законодательных и нормативных актов по жилищным вопросам. Закон "О жилищных отношениях" (Закон № 94 от 16 апреля года) является основным нормативным документом в области жилья. Другие соответствующие законы включают в себя:

a) Закон "О долевом участии в жилищном строительстве" (Закон № 180 от июля 2006 года), целью которого является защита прав дольщиков путем повышения ответственности частных застройщиков в области долевого участия в жилищном строительстве;

b) Закон "Об индивидуальном жилищном строительстве" (Закон № 213 от ноября 1994 года), который направлен на стимулирование строительства жилых домов путем предоставления земельных участков индивидуальным застройщикам и на совершенствование инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки;

c) Закон "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" (Закон № 110 от 7 декабря 2000 года), который устанавливает систему обеспечения ипотечным жильем на льготных условиях в целях повышения доступности жилья для частных лиц и домашних хозяйств, принадлежащих к приоритетным категориям граждан (например, молодые семьи, имеющие детей).

27. Приобрести жилье или получить социальное жилье или жилищные субсидии могут только граждане. В соответствии со статьей 67 Закона "О жилищных отношениях" жилье из государственного жилищного фонда или жилье, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предоставляется следующим категориям лиц и семей, нуждающимся в жилье:

a) инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны;

b) лица, принадлежащие к категориям населения с низким уровнем доходов и социально защищенным группам населения, таким как пенсионеры по возрасту, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также многодетные и неполные семьи;

c) некоторые категории государственных служащих, такие как работники бюджетных организаций и военнослужащие.

28. Лица, принадлежащие к вышеуказанным категориям, имеют право на государственное жилье, если:

a) они не имеют жилья на праве собственности на территории Республики;

b) они еще не получили жилье из Государственного жилищного фонда;

c) они проживают в ветхом жилье, которое не отвечает нормативным санитарным и техническим требованиям;

d) в смежных, неизолированных жилых помещениях проживают две и более семей;

e) в составе семьи имеются больные, страдающие некоторыми хроническими заболеваниями.

29. В соответствии с законодательством государства к семьям с низкими доходами относятся семьи, чьи совокупные ежемесячные доходы на каждого члена семьи ниже минимального прожиточного минимума, установленного на уровне 14 952 тенге (около 99 долл. США) на члена семьи.

30. Признанные нуждающимися в жилье лица могут подавать заявления на предоставление им социального жилья только по месту жительства. Местные исполнительные органы ведут отдельный учет следующих категорий лиц и семей, признанных нуждающимися в предоставлении жилья: инвалиды и ветераны войны;

малоимущие и социально защищенные семьи;

некоторые категории работников бюджетных организаций;

и лица, проживающие в ветхом жилище.

Социальное жилье предоставляется в порядке очередности, установленной списками, с момента подачи заявления;

однако инвалиды и ветераны войны имеют приоритет перед другими категориями семей, признанных нуждающимися в жилье. Социальное жилье предоставляется из расчета не менее 15 кв.м. и не более 18 кв.м. на человека, но не менее однокомнатной квартиры.

31. В случаях, когда связанные с жильем расходы превышают 1015% от общего дохода семьи, местные исполнительные органы также выплачивают жилищные пособия из местного бюджета, с тем чтобы помочь семьям с низкими доходами в покрытии арендной платы или расходов на содержание жилья и в оплате коммунальных услуг.



Pages:   || 2 | 3 | 4 | 5 |
 

Похожие работы:





 
© 2013 www.libed.ru - «Бесплатная библиотека научно-практических конференций»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.